У комика Семена Слепакова есть очень смешная песня «Квартира в Москве», лирический герой которой проходит через немыслимые испытания, и в итоге благодарит небеса за взятую в ипотеку 18-метровую студию в новом доме за МКАД на 28 тысяч квартир. Оказывается, можно получить вожделенное жилье в столице, и с гораздо лучшими параметрами, куда более простым способом. Например, если вы хакер и можете поставить бутылку односолодового виски сотруднику центра, где выдают ЭЦП – что-то подобное (предположительно) провернул житель Уфы, который умудрился переоформить на себя шикарную квартиру на Тверской через подделанную электронную подпись ее владельца.
Подробности об этой абсолютно дикой и уж точно прецедентной (надеемся) истории пишет Business FM. Пострадавший москвич Роман, по данным издания, не так давно стал владельцем квартиры на Тверской улице, ему подарил ее пожилой отец, он там живет и прописан вместе с сыном. В мае пришла очередная коммунальная платежка, и в ней была указана совершенно другая фамилия владельца.
Роман побежал в МФЦ, потом в Росреестр и выяснил: осенью он «подарил» свою квартиру некоему жителю Уфы, причем без личного участия, удаленно, используя цифровую подпись (которой у Романа, по его словам, вообще нет). Стоимость жилья на рынке – десятки миллионов рублей, и теперь предприимчивый уфимец может делать с ним все, что хочет, например, продать через интернет.
В Росреестре в ответ на запрос Business FM официально подтвердили: квартиру действительно подарили в октябре прошлого года. Документы подавались в электронном виде с цифровой подписью (да, оказывается, это законно). Преступник (или банда преступников) явно хорошо продумали все нюансы: по словам Марианы Чилиндришвили, руководителя юридического департамента компании «Метриум», «при электронной регистрации в Росреестр сдаются документы в отсканированном виде, причем скан не содержит фотографии синей подписи, которая ставится рукой. Сканированный файл выглядит как вордовский файл, просто в PDF. То есть подписи там не видно. При этом в Росреестр отправляется еще электронная цифровая подпись».
У Business FM (как и у АКБ) возник резонный вопрос, а что, так можно было, получить цифровую подпись и не знать об этом? Разве она не получается лично, под расписку, по паспорту, с видеофиксацией, и.т.д.? По идее да, но видимо нет. По идее даже в наш цифровизованный просвещенный век (как раз, чтобы не допускать таких историй, как описываемая) для получения ЭЦП надо лично прийти в аккредитованный правительством центр с паспортом, написать заявление, подписать его собственной рукой и после этого получить флешку с паролем. Но на деле (если Роман не недоговаривает чего-то) выходит, что ЭЦП получили без него. Допустим, скан паспорта достать несложно (с нашим-то соблюдением закона о персональных данных), но как дальше?
Дальше остается предположить сговор уфимца (впрочем он может быть вообще подставным лицом или бомжом) с сотрудниками какого-то удостоверяющего ЭЦП центра из 500 существующих в стране (эти центры, как правило, находятся под кураторством ФСБ, но квартира, судя по цене, очень хорошая). За бутылку вискаря, или за машину, или сколько там стоит подобное нарушение закона, тот провел по системе подложные данные и выдал ЭЦП не тому человеку, на которого она выписана. По мнению экспертов, для реализации такой мошеннической схемы, недвижимость наверняка специально подбирали: дорогая, ликвидная, нет прописанных несовершеннолетних детей.
«Сначала от чужого имени подарили, потом могут продать, перепродать. И настоящий владелец уже ничего не добьется. После третьей продажи объект вернуть невозможно. В лучшем случае судиться с тем, кому квартиру подарили, и оспорить сделку», сообщил Business FM эксперт в области информационной безопасности и технологий Максим Эмм.
Радует, что после поднятия в интернете шумихи, правоохранители начали проверку странного инцидента. Впрочем, единого реестра ЭЦП у нас до сих пор нет (!), так что придется перебирать вручную базы всех центров, пока мошенники убегают на острова. Как страшно жить в эпоху цифровизации.
И в качестве постскриптума – та самая песня (если вы каким-то чудом ее не слышали):