Новые правила игры: неожиданные киберпрогнозы АКБ до 2030 года

Опубликовано at 18:05
357 0

Реальность сегодня удивительно интересна тем, что если внимательно следить за информационным потоком, в нем можно увидеть зачатки, семена, эмбрионы того, что в будущем разрастется потенциально в совершенно немыслимые и мощные тренды.

Завтра у нас заканчивается не только год, но и декада (да, возможно это не совсем точно математически, но очень точно психологически), а значит настала пора предсказаний. И сейчас редакция АКБ чувствует себя как никогда уверенно, чтобы предсказать несколько вещей, которые видятся нам очень реальными в ближайшие 10 лет, даже если и кажутся диковатыми сегодня.

Как говорится, скриньте!

I. Нейросети, генерирующие графическую виртуальную реальность, и их операторы, станут важным поставщиком развлечений.

В принципе, для этого все готово уже сегодня. Нейросеть (даже урезанный ее вариант GPT-2, выпущенный в массы Google, страшно представить, что умеет оригинал) способна генерировать на основе простейших вводных полноценные миры и приключения с интересной логикой. Попробуйте, например, бесконечное приключение AIDungeon, дающее развернуться в четырех заданных сеттингах, от фэнтези до постапокалипсиса.

С одной стороны свобода действия и реакций невероятная, абсолютно любая команда (сеть работает на английском) воспринимается AI как инструкция и куда-то ведет, порой пугающе логично и стройно. С другой стороны, на большом отрезке это абсолютно хаотичная мутация одних сцен и событий в другие, как во сне (при этом все-таки нейросеть запоминает введенные команды и может их применить в сюжете в самый неожиданный момент).

Сделать осталось подкрутить ровно два момента: первое, это сам алгоритм, рано или поздно кто-то его сольет, и тот, кто первым сделает на основе нейросети полноценную игру, озолотится. Второе, это перевести приключение из текстового вида в графический.

Кстати, проблем с этим нет никаких: посмотрите, например, Boundless City от русского разработчика. Там генерируется бесконечный и очень стильный киберпанковский город из небоскребов а-ля Blade Runner, в котором можно летать и играть.

Бинго сорвет тот человек, который переведет графическую генерируемую нейросетью бесконечную игру в формат VR. В 2020 году после выхода Half-Life: Alyx виртуальная реальность пойдет в широкие массы, и разработчики подтянутся в этот сектор. Не будем говорить про подключение других чувств, кроме зрения, это вопрос не десяти лет, а у нас прогноз довольно скромный.

Но представьте: бесконечный, абсолютно достоверный, рендерящийся прямо на ходу в плане и графики и сюжета альтернативный мир. Что может с ним конкурировать? Конкуренция будет только между командами разработчиков отрасли, а лучшим сценаристом станет тот, кто научится правильно скармливать вводные алгоритму и делать подборки книг, на которых ее обучать.

II. Ботнеты и умные устройства изменят (а то и совсем уничтожат) границы дозволенного в маркетинге.

В последнюю неделю 2019 года британский хит-парад UK Top 100 Singles Chart возглавила певица Элли Гулдинг с песней «River». Это новая версия одноименной рождественской композиции, которую в 1971 году выпустила канадская певица и автор песен Джони Митчелл. «River» была выпущена эксклюзивно для Amazon Music. Как ограниченная к распространению песня могла возглавить британский чарт? Пишут, что ее продвигали уникальным (пока что) образом, через Alexa — голосовой помощник Amazon. Умная колонка якобы добавляла «River» в плейлисты с рождественскими песнями и проигрывала ее чаще остальных в ответ на запросы пользователей поставить какую-нибудь праздничную музыку.

Просто дух захватывает, какие перспективы открываются в таком ракурсе. А вот в таком?

Видеосервис RuTube начал тестировать пользователей на знание показанной рекламы. Об этом сообщил один из пользователей Твиттера. Зрителя заставляют пройти тестирование после просмотра рекламного ролика. При неверном ответе в тесте, пользователя заставляют повторно посмотреть рекламу.

Сейчас, конечно, поднимется хайп и все это удалят и извинятся (а может и нет, Новый год же, какая разница), но тенденция очевидна, не так ли?

Пользователю отказывают в уважении к его времени и его запросам. Он просто бездушная машина потребления, которой главное купить, потребить, посмотреть, и соответственно можно обращаться с ним так же, как с маркетинговой единицей. Этой логикой, очевидно, руководствовались и закупающие рекламу владельцы кинотеатров, которые теперь с возмущением от потенциальной потери сверх (сверхсверх?) прибыли протестуют против закона в Госдуме об отмене 30-минутных (не шутка) рекламных роликов перед фильмами, якобы, это разорит индустрию.

Нам кажется, что ботнеты, широко распространившись в будущем, станут одним из инструментов рекламы и монетизации, да и просто источником мощностей на благо корпораций и государства. Никого же не смущает реклама перед кино? В телефоне? На сайтах? 

А как вам перспектива, что определенная часть мощностей вашего телефона или умного телевизора или чего угодно, с помощью предустановленного (да-да) клиента ботнета, будет отчуждаться в пользу, например, майнинга криптовалюты на благо РФ? Или в пользу той корпорации, которая будет контролировать рынок. Вы сможете, конечно, оплачивать совсем небольшой ежемесячный взнос и миновать эту неприятную и унижающую человеческое достоинство процедуру. Или, по крайней мере, вам так сообщат.

5% мощности от каждого из миллионов смартфонов не помешают даже корпорации Google, например, чтобы вывести новую виртуальную реальность на базе нейросети. Или поддерживать в рабочем состоянии существующую? Да, вот еще одна идея для будущего: пусть игра в виртуальной реальности, генерящаяся в риалтайме, хостится в облаке, за счет распределенных мощностей ботнета на телефонах пользователей. Перспективы, в общем, фантастические, а выражение “монетизация трафика” приобретает любопытный буквальный смысл.

Звучит как бред, да? А если назвать клиент ботнета как-нибудь вроде «Приложения Семьянина» или «ПО Патриот» и слегка замаскировать этот момент? Много есть вариантов.

Умные устройства, разумеется, уничтожат понятие приватности как таковое. На что всерьез вы рассчитываете, разговаривая о сокровенном (с точки зрения корпораций) с роботом, постоянно связанным со своим производителем через сеть? Или, допустим, пользуетесь вы тиндером? Еще два года назад была вот такая новость:

Французская журналистка Юдит Дюпорталь запросила у сервиса знакомств Tinder все данные, которые компания хранит о ней. Оказалось, что это 800-страничный документ со всеми переписками и интересами пользовательницы.

Короче, забудьте про приватность своих драгоценных персональных данных. Никакое блокчейн-шифрование умных устройств (тем более пока люди таскают секретные данные и чужую бигдату домой на флэшке), никакой автономный Рунет не сможет уберечь от полной, тотальной открытости нового мира.

Это значит, что должны измениться сами ПРАВИЛА ИГРЫ.

И здесь мы переходим к следующему моменту:

III. Постоянные утечки персональных данных сделают их ценность бессмысленной: изменится модель взаимодействия между рекламодателями и потребителями рекламы.

Да, это неожиданный прогноз. Все стрелки всех тенденций в 2019 году кричат капсом одно и то же: за персональными данными охотятся все, скоро они приобретут большую ценность, чем банковские.

Несомненно, приобретут. Но это пузырь.

Смотрите сами, в условиях, когда утечки достигают катастрофических масштабов, данные обесценятся. Если данные каждого человека известны каждой машине, это значит, что они не имеют ценности. В условиях такого количества информации к тому чтобы реально что-то продать ситуация возвращается к исходному положению “мы все знаем обо всех людях, но ничего не знаем конкретно о нашем покупателе, вот предположения таргетологов”.

Госуслуги, производители умных устройств, сотовые операторы, агрегаторы платежных данных, интернет-магазины, поисковики, социальные сети…ваши данные есть у тысяч и тысяч ресурсов. Сильно ли это поднимает им продажи? Не особо. В основном, вся эта невероятно сложная и комплексная машина с терабайтами бигдаты выплескивается в хрестоматийный случай, когда вы снова и снова видите рекламу того, что только что купили (и с точки зрения робота это логично, ведь вы ИНТЕРЕСОВАЛИСЬ тем, что купили, а задний ход машина таргетинга на текущий момент не дает).

Мы хотим сделать смелое предположение, что рекламодатели перестанут играть втемную с пользователями, угадывая и вычисляя их желания. Это бессмысленно в условиях, когда все знают все обо всех (по крайней мере, когда любые данные находятся на расстоянии вытянутой в бигдату руки). Место этой модели займет некий условно-добровольный контракт между пользователем и корпорациями (монополизация, естественно, продолжится, хотя Facebook, наверное и не купит Google). Пока не совсем ясно, как это произойдет, но результат будет в лучших традициях киберпанк-фантазий, и это реально дело уже совсем близкого будущего. Может быть и декады.

Например так: вы не сможете совсем отказаться от рекламы (ну если только выбросить телефон и уехать в последние клочки тропических лесов), но сможете ее настраивать. Допустим, вы ненавидите смотреть на прокладки, или чипсы, или не переносите актера Петрова. Вы сможете это указать в своем договоре с корпорацией, но при этом будете обязаны выбрать в эквивалентном объеме имеющуюся рекламу из пакета по тематикам. Допустим, мотоциклы, ролевые игры или биткоины.

Такой вариант развития событий гораздо интереснее, и эффективнее, чем тупое навязывание рекламы с минимальной конверсией (в сравнении с новыми снайперскими методами старые будут как пушка по воробьям), и к тому же оставляет у потребителя ощущение честности (показывают ту рекламу, которую сам выбрал). Как следствие, кстати, сократятся затраты на маркетинг, и крутящиеся сейчас в нем нереальные деньги можно будет направить на голодающих детей Африки или на покорение звезд.

Что несомненно, так это то, что вместе с технологиями появится большее количество взаимодействий с рекламой. Многофункциональные самообучающиеся вирусы будут использоваться для уточнения собранных в бигдате данных на полулегальной основе и корпорациями (впрочем, многие известные приложения и так обладают довольно сомнительным недокументированным функционалом), станут глазами и ушами пользователей. Уже становятся. 

Разумеется, реклама придет и в виртуальную реальность из первого прогноза, что окончательно придаст ей сходство с нашей. Нейросеть сможет подобрать ключик к каждому человеку, сгенерировать в перспективе идеально воздействующий именно на него (!) рекламный ролик или фильм. Это возможно массово уже очень скоро, а в рамках эксперимента при наличии бюджета, пожалуй, уже сегодня.

А уж с появлением и внедрением в массы неизбежных очков VR на смену смартфонам, возникнет и возможность показывать пользователю на статических зеленых экранах, по сути, гигантских QR-кодах, каждому свой уникальный рекламный ролик. Но это уже наверное не 2030-й год, а попозже. Хотя кто знает, кто знает.

А летающих машин опять не завезут.

Хороших вам новогодних праздников!

С уважением, редакция АКБ

 

Подписываемся, следим @CyberAgency

Related Post