Агентство кибербезопасности

Параллельные миры удаляются друг от друга: Евгений Лифшиц о стремлении зарегулировать интернет страхом

Опубликовано at 06.11.2018
1219 0

Примерно год назад мы писали про «островок свободы» под названием интернет. С тех пор многое изменилось, в том числе стратегия законодателя. Изменилась, надо понимать, не в лучшую сторону.

Когда интернет-сообщество говорит, что закон, принимаемый Госдумой, абсурдный, и не будет работать, ему отвечают – мол, тактика это вопрос не депутатский, Госдума разрабатывает стратегию. А дальше «пусть разбираются специалисты технические». Цитата относится к «законопроекту Боярского–Альшевских», но на фоне войны с Telegram она актуальна даже в большей степени. В се телодвижения Роскомнадзора, по мнению эксперта, это заведомо провальные попытки ввести цензуру, там, где не работают привычные механизмы звонка кому надо и фильтрация инфопотока. Желание государства взять под контроль сильно развившийся за последние годы островок свободы под названием “интернет” понятно, однако, поведение властей оторвано от реальности.. . — Евгений Лифшиц, материал АКБ от 18.04.2018

Руководитель АКБ, член экспертного совета комитета Госдумы по информполитике, информационным технологиям и связи Евгений Лифшиц считает, что скорее нужно говорить о двух параллельных мирах, которые к сожалению все дальше и дальше друг от друга.

С одной стороны находится прогрессивное интернет-сообщество, необратимо интегрированное в глобальную сеть, и, как следствие, в мировые информационные потоки. С другой стороны – все те же «Жаровы» и непонимание, как же назад из айфонов «выковырять» людей и запихать их в телевизор, – Евгений Лифшиц

По мнению эксперта, стратегия для этого «выковыривания», бессмысленного с точки зрения эволюции, выбрана государством весьма тотальная, и в ней есть ряд опасных сигналов:

Первое. Отождествление «Интернет — источник зла». Мы с вами становимся свидетелями, как любое происшествие значимого масштаба, от трагедии в Керчи до митинга на улице, отождествляется прежде всего с интернетом. Вся власть от мала до велика начинает тут же твердить, мол, «это он в интернете начитался», это они в интернете собрались и договорились и.т.д.. Во всех проблемах виноват теперь не только внешний враг – Запад, а еще внутреннее зло – «интернет этот ваш». Этот тренд, считает Лифшиц, самый страшный, так как по данному вопросу интернет-сообщество и власть даже не то что не говорят – отсутствует даже не сам диалог, а в целом понимание такой фундаментальной проблемы.

Когда росло мое поколение, помню, нам говорили то же самое про западный кинематограф, а поколению моих родителей то же самое о неугодной и цензурируемой литературе и цензурируемой музыке, – Евгений Лифшиц

Второй тезис – интернет можно и нужно ограничить. И тут заранее государством выбрана не модель создания инструментов саморегулирования, а методика запретов, закрытий и блокировок. Которые вызывают и будет вызывать массы протестов и создавать недовольных. По мнению главы АКБ, в случае с интернетом мы уже очень давно прошли точку невозврата, когда можно было реально что-то запретить. Если вы даете ребёнку игрушку, а потом забираете ее, то он будет плакать, ругаться, а иногда и драться. Поэтому попытки вокруг островка свободы выстроить 4-х метровый файерволл с колючей проволокой, будут только увеличивать количество подкопов, лазеек обхода, а как следствие плачущих, недовольных, и так далее, считает Лифшиц.

Третий аспект. С одной стороны от правды не скроешься, группы в соцсетях, Telegram, мессенджеры в целом, и тому подобное, действительно помогают и способствуют терроризму. Эксперт обращает наше внимание, что сейчас всегда при освещении какой-нибудь трагедии, ведущие или сами представители власти в своем комментарии обязательно считают своим долгом подчеркнуть что «при организации теракта террористы пользовались приложением Telegram». С другой стороны, террористы ещё передвигаются на автомобилях, дышат с нами одним воздухом и едят как и мы с вами еду. Может тогда заодно запретить гражданам иметь автомобили, дышать и есть, раз уж так много общего с террористами, риторически спрашивает Лифшиц. Ведь автомобили тоже один из инструментов террористов (и куда более смертоносный, чем Telegram).

Наконец, четвертое, самый прямой и жестокий метод – создание цензуры интернета, путём уголовных преследований. Это по сути запугивание интернет сообщества показательными уголовными делами «за репосты».

Совокупность этих факторов свидетельствует о новом этапе взаимодействия интернет-сообщества и власти. К счастью одних и сожалению других, интернет-сообщество всегда на шаг впереди, создавая интернет и правила в нем.

Related Post